Внимание!
 Оглавление 
Новости и медицинские статьи
Внутренние болезни
Инфекционные болезни
Детские болезни
Акушерство
Гинекология
Хирургические болезни
Глазные болезни
Болезни уха, горла, носа
Нервные болезни
Психические болезни
Кожные болезни
Венерические болезни
Болезни полости рта
 Реклама 
 Алфавит 
 Аа  Бб  Вв  Гг  Дд  Ее  Жж  Зз  Ии  Кк  Лл  Мм  Нн  Оо  Пп  Рр  Сс  Тт  Уу  Фф  Хх  Цц  Чч  Шш  Щщ  Ээ  Юю  Яя
 Контент 
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Периоды детского возраста. Все детство условно можно разбить иа дующие пять периодов. 1. Период новорожденности. Начинается с момента перерезки пуповины и длится около 18—24 дней. В этом периоде все основные функции организма ребенка находятся в состоянии неустойчи­вого равновесия и даже незначительные измеиеиии условий окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важнейших.жизненных процес­сов. Патология периода новорождеиности характеризуется рядом особенно­стей. Например, гемолитическая болезнь новорожденных (см.) наблюдается только у новорожденных детей; у них могут быть самые разнообразные про­явления и последствия родовой травмы (кровоизлияния, переломы, родовые параличи, судороги и т. д.). Организм новорожденных очень восприимчив к гноеродным микробам, в частности к стафилококкам, стрептококкам, некото­рым Штаммам кишечной палочки и салмонеллам. Эти возбудители нередко вызывают у новорожденных тяжелый токсико-септический синдром (см, То-ксикоинфекционные заболевания новорожденных), сепсис- (см.), пемфигус и другие гнойные заболевания кожи, заболевания остатка пупочного канатика, пупочной ранки и пупочных сосудов (см. Пупка заболевания). Новорожден­ные заболевают и коклюшем, который у них протекает очень тяжело. Могут быть врожденный сифилис, врожденная малярия, врожденный висцеральный лейшманиоз, значительно реже — врожденный туберкулез, Наряду с этим


новорожденные невосприимчивы к целому ряду инфекций: они почти не бо­леют корью, скарлатиной, краснухой и др.; дифтерия, тиф, оспа протекают у них нетипично и часто в абортивной форме. Такую пониженную или полную невосприимчивость новорожденных к некоторым инфекциям объясняют пас­сивной передачей ребенку антител от матери в период внутриутробного раз­вития и через молоко при вскармливании грудью.

  1. Грудной   период.  Длительность   этого периода условно опреде­
    ляется   необходимым   сроком   кормления ребенка грудным молоком, у боль­
    шинства  детей   он   заканчивается к концу первого года жизни. Характерной
    особенностью этого периода является интенсивный рост тела ребенка. Это вы­
    зывает  повышенную   потребность  детей первого года жизни в относительно
    большом количестве пищи. Но так как органы пищеварения у них в функцио­
    нальном   отношении  еще недостаточно развиты, то малейшие погрешности в
    диете быстро ведут к острым и хроническим расстройствам питания. Выражен­
    ная  нестойкость  процессов   обмена   веществ при интенсивном росте скелета
    делает грудных детей предрасположенными к заболеванию рахитом; у неко­
    торых детей выявляются так называемые аномалии конституции: экссудатив-
    ный, невропатический и лимфатический диатезы. Кроме того, у детей грудного
    возраста имеется склонность к диффузным реакциям, поэтому при различных
    заболеваниях (пневмонии, гриппе, острых катарах, отитах, диспепсии, дизен­
    терии  и  пр.)   легко  возникают судороги, явления менингизма или истинные
    менииго-энцефалитические процессы и токсикозы.
  2. Период  молочных  зубов.   Охватывает  возраст  от   1 года до
    6—7 лет. Он подразделяется на: а) преддошкольный (дети среднего и стар­
    шего ясельного возраста) и б) дошкольный (4—7 лет). За этот период проис­
    ходят   весьма   существенные морфологические и функциональные изменения.
    Центральная   и   периферическая нервная система достигает более или менее
    окончательного развития,

При заболеваниях отдельных органов значительно уменьшается склон­ность к диффузным реакциям, в результате чего некоторые болезни (воспале­ние легких, поражения желудочно-кишечного тракта и др.) протекают так же, как и у взрослых. В этом периоде, особенно в дошкольном, чаще встречаются заболевания, в патогенезе которых большую роль играет аллергия: бронхиаль­ная астма, ревматизм, крапивница и др. Значительно чаще встречаются ост­рые детские инфекции, возрастает возможность инфицирования и заболева­ния туберкулезом, полиомиелитом; рахит в этом периоде имеет остаточные проявления.

4.   Период   отрочества  (от 7 до  16 лет). Разделяется также на
два периода: а) младший школьный возраст (от 7 до И—12 лет) и б) средний
школьный  возраст,   или  препубертатный (от 11—12 до 15—16 лет). У детей
младшего   школьного   возраста многие органы достигают полного ^развития.
В препубертатном периоде появляются вторичные половые признаки,  повы­
шается роль гормонов половых и других эндокринных желез. У детей этого
возраста   часто   наблюдаются выраженные формы эндокринных дисфункций.
Увеличивается   частота   ревматизма,   заболеваний   сердца, нервной системы
и т. д.

4. Период полового созревания (пубертатный период, старший школьный возраст). У девочек период полового созревания начинается с 13— 14 лет и заканчивается к 18 годам, у мальчиков — с 15—16 лет и заканчи­вается к 19—20 годам. Для этого возраста наиболее характерны сдвиги со стороны эндокринной системы, в особенности — половых желез. Из заболева­ний учащаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой и нервной системы, выявляются отклонения со стороны полового созревания. Реже на­блюдаются острые детские инфекции; сравнительно часто имеют место обо­стрения туберкулеза. Клиника большинства заболеваний такая же, как и у взрослых.

Физическое развитие детей. Для оценки физического развития необходимо измерить вес, рост и окружность груди, а у детей раннего возраста — также окружность головы. Вес здорового доношенного ребенка в среднем равен 3100—3400 Г для мальчиков и 3000—3200 г для девочек, длина тела — соответ

ствеиио 48|—52 и 50 см. Однако могут быть значительные колебания как в сторону уменьшения, так и увеличения: при многоплодной беременности вес новорожденных бывает 1200—2000 г; дети повторнородящих по весу и росту обычно больше детей от первой беременности; на весе и росте новорожден­ных сказываются индивидуальные особенности родителей. В течение первых дней жизни вес новорожденного, как правило, несколько уменьшается. При условии правильного вскармливания грудью новорожденные теряют от 6 до 18% первоначального веса, что составляет около 150—300 г. Снижение веса в этих пределах получило название «физиологической убыли веса» ребенка. К концу первой, началу или середине второй недели происходит восстановле­ние первоначального веса. В дальнейшем вес и рост ребенка продолжают на­растать: наиболее энергично на первом году жизни и в периоде полового со­зревания. Первоначальный вес здорового ребенка чаще всего удваивается к 4'/2 и 5 месяцам, а к году — утраивается. Ежемесячную прибавку веса можно рассчитать по формуле: 800 г—'50 г X я, где «---месяц жизни. Для ориентировочного определения веса ребенка любого месяца жизни можно

воспользоваться следующей формулой: х (в граммах) =# (в граммах) +600г (или 500 г) X «7'где х — искомый вес ребенка, у — вес при рождении, п—ме­сяц жизни. Для детей первого полугодия число месяцев жизни умножают на 600, а для детей после 6 месяцев — на 500. Ориентировочно вес детей любого возраста (после года) можно рассчитать по формуле: х = 9,5 кг + 2 кг X п, где х — искомый вес в килограммах, п — число лет. Вес детей одного и того же возраста колеблется весьма в широких пределах и для правильной оценки физического развития ребенка, наряду с весом необходимо учитывать и длину тела, так как сопоставление этих величин дает достаточное представление об особенностях физического развития ребенка (табл. 1).

Длина тела (рост), окружность груди, размеры окружности головы см. табл. 1.

Измерение роста и веса ребенка (см. гл. Лечебные манипуляции и уход за больными. Антропометрия).

Детей раннего возраста взвешивают на специальных чашечных весах. Окружность грудной клетки измеряют при помощи сантиметровой ленты, ко­торую накладывают плотно сзади под нижним углом лопаток, спереди по нижнему краю околососкового кружка (с развитием грудных желез у дево­чек— иа уровне верхнего края четвертого грудного сочленения).

Окружность головы следует измерять наложением сантиметровой ленты на выдающуюся часть затылочного бугра, а спереди — над бровями (см. табл. 1)^


Другие материалы по теме:


18-11-2009, 15:16   |   Просмотров: 3178   |   Раздел: Инфекционные болезни   |   Комментарии (0)   |   Версия для печати

Сохранить:
Копирайт: spfl.ru © 2009 Главная | Контакты